
В первой крупной теоретической работе "Намерение, воля и потребность" представлен цикл
исследований, теоретическое осмысление которых К.Левином ясно показывают, что
тонкие закономерности мотивационно-смысловой динамики доступны не только
психоанализу или понимающей психологии, но и строгому экспериментальному
изучению (если не подменять его статистическими обобщениями).
К.Левин проанализировал условия, при которых
незавершенное действие не имеет последствий в связи с завершением его в другом
действии. В каком случае вводимое дополнительно действие приобретает значение
замещения первоначального действия? При экспериментальном анализе
использовалась разработанная М.Овсянкиной методика спонтанного возобновления
задания: после его прерывания и до появления удобного случая для возобновления
работы вводилось новое задание и испытуемому предоставлялась возможность его
завершить. По тому, возобновлялась ли после этого работа над первоначально
прерванным заданием, судили о замещающем характере промежуточной деятельности. Основой для построения
гипотезы здесь также стала модель личности, в частности ее постулаты о
выравнивании уровня напряженности между соседними областями вследствие
относительной проницаемости границ областей и об определении меры сходства
целей действия и активностей по степени соседства представляющих их областей.
Мария Арсентьевна Овсянкина (M.Richers-Ovsiankina - одна из учениц К.Левина) провела простой эксперимент: испытуемым взрослым людям она давала скучное и бессмысленное задание - сложить фигурку из разрезанных частей. Когда испытуемый уже выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе - уже совсем другое задание. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой.
Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых захотели вернуться к первому прерванному заданию. "Но почему, - удивлялся К.Левин, - взрослые люди, начав такую "глупую" работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!"
Курт Левин сделал вывод: у человека возникает потребность завершить даже самое бессмысленное задание.
вошла в науку под именем «эффект Зейгарник», обнаружив удивительную закономерность памяти незавершенных действий. Работа продолжала исcледования Марии Овсянкиной, которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Б.В.Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу К.Левина о влиянии квазипотребности на память.
Повторение эксперимента Марии Овсянкиной в различных формах также обогатило науку.
Еще одна ученица Курта Левина - Вера Малер (Wera Mahler) В.Малер в 1933 году обнаружила, что мы верим в реальность того, что принято окружающими.
В ходе эксперимента она варьировала степень реальности замещающих действий: прерванная работа завершалась мысленно в словесном сообщении или в плане внешней деятельности. Замещающая ценность возрастает соответственно степени реальности промежуточной деятельности, точнее, по мере приближения плана ее исполнения к тому уровню, на котором выполнялась прерванная деятельность (например, при предшествующем решении задач размышления имеют более высокую степень реальности, чем моторные действия).
Сегодня немного странно интерпретируют результаты ее исследований.

Также известны эксперименты по изучению условий, при которых дополнительное действие приобретает значение замещающего. Они были проведены еще двумя ученицами К.Левина: К.Лисснер [К. Lissner, 1933] и М.Хенле [М. Henie, 1944].
К.Лисснер прерывала работу детей, например, при вылепливании какой-либо фигуры из пластилина и просила вылепить другую фигуру. Замещающая ценность относительно первоначального задания в целом возрастала соответственно степени сходства между обоими заданиями. Важным параметром степени сходства оказался уровень сложности задачи. Более легкое промежуточное задание имело ограниченную замещающую ценность. Если, напротив, промежуточное действие было более трудным, то его ценность оказывалась очень высокой; работа над прерванным заданием не возобновлялась. Кроме того, элементы ситуации, определяющие цель действия субъекта, также оказывают влияние. По наблюдениям Лисснер, к тому же эффекту приводит предложение экспериментатора выполнить абсолютно такую же работу, с указанием, что на этот раз задание будет совершенно другим.
На основе этих данных М.Хенле комбинировала прерываемые и замещающие действия. Если валентность замещающего действия была ниже валентности прерванного, то замещающая ценность оказывалась ограниченной или нулевой. Наоборот, замещающая ценность возрастала тем сильнее, чем больше валентность промежуточного действия превышала валентность первоначального задания.
Есть мнение, что переезд учениц Курта Левина, родившихся в России, в Советский Союз оказал значительное влияние на работу Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и их окружения, но это уже другая история...
Комментариев нет:
Отправить комментарий